Минцифры РФ: 90% рынка кибербезопасности в России занимают отечественные продукты

Изображение: Glenn Carstens-Peters (unsplash)
Заместитель руководителя Минцифры РФ Александр Шойтов в ходе беседы с журналистами РИА «Новости» сообщил, что около 90% рынка кибербезопасности в России сегодня занимают отечественные продукты. Чиновник подчеркнул, что в январе 2022 года этот показатель составлял 60%.
Александр Шойтов заявил, что в начале 2022 года российские решения по информационной безопасности занимали долю примерно 40-60% на отечественном рынке. Согласно статистической информации от Минцифры РФ, сегодня доля иностранных средств защиты данных составляет всего около 10%, в то время как российские продукты занимают около 90%.
Шойтов подчеркнул, что доля иностранных вендоров на российском рынке информационной безопасности за последние полтора года существенно уменьшилась в пользу российских решений. Он также отметил, что на конец 2021 года и начало 2022 года российские разработчики представили аналоги практически всех иностранных решений по информационной безопасности. В частности, средства криптозащиты информации, используемые в госсекторе, были разработаны исключительно российскими специалистами.
Александр Шойтов также упомянул о наличии довольно узкой ниши в области разработки так называемых высоконагруженных интеллектуальных межсетевых экранов (NGFW). Он подчеркнул, что, хотя подобные средства защиты присутствовали ранее у российских разработчиков, их технические характеристики, включая скорость обработки пакетов и скорость работы, не могли соревноваться с показателями у иностранных аналогов.
Однако последние месяцы были потрачены на серьезную работу в этом направлении, и в начале 2023 года появились соответствующие высокоэффективные российские решения на рынке, резюмировал Шойтов.
Кристина Адеева, главный архитектор департамента информационной безопасности Sitronics Group, прокомментировала: «Рост рынка решений информационной безопасности начался еще с уходом западных вендоров более девяти лет назад, в период первых санкций. Дальнейшим толчком для развития стала меняющаяся геополитическая обстановка и нормативная база российского законодательства. На текущий момент мы видим стремительный рост и появление все новых продуктов, которые по своему функционалу и применимости в различных архитектурах компаний способны в полной мере заменить иностранные средства. Здесь можно выделить различные классы решений, которые смогли предоставить пользователям максимальную информативность, производительность, гибкость внедряемых продуктов и полноценную техническую поддержку. Это, например, SIEM системы, межсетевые экраны нового поколения – NGFW, шлюзы безопасности – UTM от ведущих российский вендоров, средства криптографической защиты, средства контроля за действиями сотрудников и администраторов – DLP, PAM, решения по защите web-приложений и защите от DDoS атак и множество других, которые развиваются и будут совершенствоваться с каждым днем.
Росту рынка способствует и клиенториентированный подход вендоров к взаимодействию с заказчиками, который заключается в плотном и взаимовыгодном сотрудничестве всех сторон, а также дополнительное стимулирование разработчиков со стороны государства».
Дмитрий Пудов, генеральный директор NGR Softlab, заявил: «Сейчас рынок, безусловно, отдает предпочтение российским решениям. Важным является то, что доминирующее положение на рынке ИБ уже занимают российские производители и на ближайшие годы это состояние рынка сохранится. Это не означает, что данная цифра достигнет 100% и рынок будет закрыт для зарубежных производителей. Остаются дружественные страны, которые наверняка захотят закрепиться на нашем рынке, а также узкоспециализированные программные решения и программно-аппаратные комплексы, не имеющие российских аналогов, которые будут находить свое применение. Складывающийся ИТ и ИБ-ландшафт будет фактором, повышающим порог входа для зарубежных компаний«.
Андрей Мишуков, генеральный директор iTPROTECT, отметил: «По моим наблюдениям, ситуация на рынке продуктов кибербезопасности соответствует оценке, она также совпадает с нашей статистикой продаж. При этом отмечу, что в некоторых сегментах рынка, например, Runtime Application Self-Protection (RASP) или Breach and Аttacks Simulation (BAS) еще не созданы продукты корпоративного уровня, которые смогут предоставить российским компаниям аналогичную функциональность ушедших с рынка иностранных разработчиков решений. В целом же, тренд позитивный, однако сбавлять обороты не стоит».
Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX, подчеркнул: «Активная разработка отечественных NGFW, предназначенных для корпоративных сетей и ЦОДов началась относительно недавно. Но «безопасность из облака» – тема не новая. В нише облачных решений анти-DDoS и WAF для защиты публичных веб-ресурсов российские игроки, включая NGENIX, давно и успешно конкурируют со своими зарубежными аналогами – Akamai и Cloudflare. Владельцы российских веб-ресурсов активно замещают западные решения в области Edge Cloud Security и руководствуются при выборе функциональностью платформ, количеством точек присутствия и уровнем поддержки».
